- Офіційний сайт Павлограда - https://pavlogradmrada.dp.gov.ua -

Вылечить здравоохранение

Еще в начале 2010 года Виктор Янукович одной из ключевых реформ в Украине обозначил улучшение качества медицинских услуг. В реализацию задания Президента были включены ряд регионов, которые призваны стать «пилотными». Первой конкретные шаги продемонстрировала Днепропетровская область, которая 31 мая презентовала Модель управления проектом «Модернизация здравоохранения».

На презентацию в большом зале облгосадминистрации были приглашены руководители всех медицинских учреждений области, главы городов и районов, представители общественности и СМИ. Интерес к мероприятию проявила даже Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации Президента и секретарь Национального Комитета экономических реформ.

Такое внимание было вполне оправдано – впервые в Украине на региональном уровне государственная машина сделала попытку разработать проект управления системной модернизацией отрасли по европейскому образцу – с привлечением зарубежных экспертов, на основании лучшего опыта стран, которые уже прошли эту процедуру. При этом обеспечив максимальную прозрачность подготовительного процесса.

 

Время не ждет

О необходимости модернизации говорят все. «Низкое качество медобслуживания называют проблемой №1 жители большинства населенных пунктов Украины. Ведь из 100% средств, выделяемых на здравоохранение, всего лишь 6-7% идут непосредственно на лечение пациентов. Все остальные средства уходят на содержание медицинских учреждений. Можно смело утверждать – реформа здравоохранения сегодня остро актуальна. Долгие годы эта проблема игнорировалась, что привело к высокому уровню недоверия как среди граждан Украины, так и со стороны врачей, к самой возможности изменить что-либо в отечественном здравоохранении в лучшую сторону. Но реформирование должно сопровождаться открытым диалогом с обществом. Люди должны понимать, что конкретно они получат после реформы, которая касается всех», – убежден Владимир Застава, эксперт института Горшенина.

 

Проектный подход

Отправной точкой начала разработки Модели управления модернизацией стало внедрение Проектного подхода в принципы работы региональной власти на Днепропетровщине. «Как власть мы должны не просто обеспечивать процесс. Наша задача – обеспечить результат, который удовлетворит все стороны процесса модернизации и обеспечит высокое качество медицинских услуг. Это смена принципов государственного менеджмента – обязательное условие реализации таких глобальных проектов», – говорит губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул.

В рамках проектного подхода днепропетровчане обратились к бенчмаркингу [мировому опыту] социальных реформ, которые ранее были проведены в Европе. Консультантом проекта была приглашена компания «Deloitte», специалисты которой имеют опыт реализации таких проектов в десятках стран.

С учетом текущего состояния системы здравоохранения в Украине и на Днепропетровщине совместно с консультантами мы создали модель, по которой в регионе будет проходить модернизация.

Эта модель включает в себя организационную структуру, которая будет управлять модернизацией, принципы и инструменты ее реализации.

Организационная структура управления проектом модернизации состоит из управляющего комитета, группы экспертов, рабочей группы и консультантов.

В Управляющий Комитет, который возглавил губернатор, вошли ключевые руководители области и медицинской сферы. Эксперты – это, в основном, представители научного медицинского сообщества, в том числе – из-за рубежа.

Задачей рабочей группы является разработка конкретных предложений по модернизации. В нее привлечены функциональные люди, обладающие опытом проектной работы. Рабочую группу возглавляю я, как начальник облздрава.

Все действия по модернизации, разработанные рабочей группой, оцениваются группой экспертов и консультантами и в дальнейшем утверждаются управляющим комитетом. Важным фактом отношения к предложениям являлась их оценка фокус-группами.

Андрей Степанов, партнер департамента консалтинга компании «Deloitte» в Украине, Беларуси и Грузии, отмечает, что «Днепропетровская область при подготовке модернизации использует еще новые для Украины, но традиционные для Европы, подходы. Прежде всего, это привлечение внешних консультантов, которые дают независимую оценку ситуации и обладают опытом успешной реализации таких проектов. Благодаря использованию лучших мировых практик качество и успешность проекта возрастает в разы. Убежден, что опыт Днепропетровска в последствии будет применяться и в других регионах».

Ирина Акимова поддержала днепропетровский подход к разработке Модели управления проектом модернизации здравоохранения, предложенный Днепропетровщиной: «Мировой опыт показывает, что использование новых подходов к управлению может давать очень качественные, положительные результаты. Здесь [в Днепропетровске] люди хотят делать, они хотят решать конкретные проблемы, и более того, – они это делают».

 

Единое медицинское пространство

Базовым принципом модернизации является сохранение или увеличение уровня основной зарплаты всех медицинских сотрудников. Кроме того, ни одно из реально существующих медучреждений не будет закрыто. Возможно только перепрофилирование, медицинский и вспомогательный персонал будет обеспечен рабочими местами.

Основой организации медицинской сферы станут госпитальные округа, в пределах которых каждое лечебное учреждение должно функционировать максимально эффективно, не распыляя имеющиеся ресурсы. Эти округа создадут единое медицинское пространство, которое повысит эффективность функционирования сети учреждений здравоохранения, а также упростит доступ населения ко всем уровням медицинской помощи.

Основой преобразований первичной медицинской помощи является развитие семейной медицины. Ядром обновленной системы будет семейный врач, а основным типом учреждения, который будет оказывать первичную помощь, станет Центр первичной помощи.

Для создания эффективной системы здравоохранения медпункты в селах с населением менее 300 человек, фельдшерско-акушерские пункты, обслуживающие от 300 до 1 тысячи человек, и амбулатории семейной медицины станут структурными подразделениями Центров семейной медицины, которые будут сформированы в рамках Госпитальных округов. Через Центры за счет средств местных бюджетов будет осуществляться финансирование учреждений семейной медицины. Это обеспечит более высокую и прозрачную систему адресной поддержки медучреждений на местах.

Каждый госпитальный округ, на уровне которого будет оказываться медицинская помощь второго уровня, будет иметь обязательный набор медицинских учреждений четырех видов: окружная больница интенсивной помощи, больница планового лечения (предоставляет услуги дообследования, терапии, педиатрии, плановой гинекологии и неврологии), больница восстановительного лечения (обеспечивает восстановление функций и трудоспособности), учреждения медико-социальной помощи (хосписы). При этом каждая административно-территориальная единица будет иметь больницу планового лечения.

После принятия соответствующего законодательства больницы второго уровня с 2012 года будут финансироваться из областного бюджета.

Окружные больницы интенсивной терапии будут выбраны исходя из критериев, которые утвердит Минздрав. Прежде всего, здесь будет учитываться удобство для населения, а также укомплектованность больницы специалистами и оборудованием.

Учреждения третьего уровня – областные медучреждения – продолжат работать для населения всей области.

 

Паспорт модернизации

Важнейшим элементом внедрения проекта модернизации здравоохранения является процесс перепрофилирования медицинских учреждений области. Он связан с настороженностью самих медработников по поводу их дальнейшего трудоустройства и уровня заработной платы. И чтобы обеспечить прозрачность процесса, проектом предусмотрены так называемые Паспорта модернизации. Ни одно перепрофилирование медучреждения не начнется без создания такого Паспорта.

В этом ноу-хау, предложенном Днепропетровщиной, будет четко прописано, какие будут изменения, цель этих изменений, и по каким этапам это будет происходить.

Паспорт модернизации будет составляться главным врачом лечебного учреждения, согласовываться руководителями местных органов власти, проходить аудит международных экспертов и экспертов Минздрава, а также утверждаться начальником облздрава и представителем Министерства здравоохранения.

Ирина Акимова считает Паспорт модернизации лечебного учреждения важным инструментом в процессе реформирования медицинской отрасли. «Реформа здравоохранения – это очень чувствительная сфера, к которой нужно подходить одновременно и решительно, и осторожно. Поэтому подход, выбранный Днепропетровской областью, – решительность и эффективность, которая сочетается с кооперацией людей, медиков и органов власти, нам нравится. Это единственно правильный подход», – сказала она.

 

«Скорая» станет скорой

Основными направлениями изменений системы здравоохранения в Днепропетровской области на этом этапе являются повышение эффективности работы скорой и экстренной медицинской помощи.

Губернатор поставил задачу: машины экстренной и скорой помощи должны приезжать на вызов за 10 минут в городе и не более чем за 20 минут в сельской местности. Для этого будут открыты дополнительные пункты базирования карет «скорой». Количество таких пунктов планируется увеличить на 35%, а количество бригад медиков – на 12%. На автомобилях уже устанавливаются системы спутниковой навигации, ведь европейская практика свидетельствует, что при установке GPS эффективность работы службы «скорой» повышается, как минимум, на 30%. Уже закуплены два самых современных реанимобиля, которые полностью ликвидировали такое понятие как нетранспортабельность пациента.

В рамках проекта модернизации планируется, что все подразделения скорой и экстренной помощи будут выведены из подчинения больниц и объединены в Единый областной центр экстремальной медицины и медицины катастроф, который будет финансироваться из областного бюджета.

Следующим этапом станет улучшение качества первичной медицинской помощи, упорядочение и специализация вторичной помощи, внедрение культуры здорового образа жизни и проведения регулярных профосмотров.

 

Нужен закон

В законодательном плане вопрос модернизации системы здравоохранения сдвинулся с мертвой точки. В мае рабочая группа Национального комитета экономических реформ и Кабинет Министров Украины передали в Верховную Раду пакет необходимых законопроектов. Ирина Акимова выразила надежду, что депутаты успеют проголосовать за них, до того, как уйдут на каникулы.

Как бы там ни было, путь прохождения законопроектов от рассмотрения парламента до их практической реализации очень долгий. Поэтому особенно важно, как отметила г-жа Акимова, что пилотные регионы не ждут соответствующих решений от парламентариев, а сами проявляют инициативу, делая первые шаги по реформированию.

Модернизация системы здравоохранения – долгий и сложный процесс. Специалисты считают, что для полного перехода от советской системы Семашко к европейским стандартам работы украинской медицине необходимо от 10 до 15 лет. Днепропетровская область ожидает получить первые положительные результаты уже через 4 года. Если проект начнет успешно внедряться в жизнь, то к 2015-му году средняя продолжительность жизни в регионе увеличится на 1,5 года.

«Цель модернизации здравоохранения одна. И ее не может быть другой – повышение качества услуг, возможность более эффективного использования средств для того, чтобы медикам и пациентам жилось лучше, – подчеркивает Ирина Акимова. – Каждый регион, в рамках «пилотов», будет искать свои особенные пути. Дорогу осилит идущий. Днепропетровщина живет именно по этому принципу».

Валентина Гинзбург

Начальник Главного управления здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации

 

«Зеркало недели», №21, 10 июня 2011г.