История
Павлоградец, который не скрывал своего происхождения
Игорь Терентьев — режиссер, актер, поэт и художник — родился 17 января 1892 года в Павловграде, в семье полковника жандармерии Герасима Терентьева и прусской
баронессы Елизаветы фон Дерфенден. Происхождения своего он не скрывал, за что и поплатился впоследствии.
В начале 20 века Терентьевы переехали в Харьков, где Игорь закончил гимназию и поступил на юридический факультет местного университета. В 1912 году Игорь Терентьев перевелся на юридический факультет Московского университета. В Москве он был вхож в дом русского поэта и критика Владислава Ходасевича. В семействе Ходасевича имелись его стихи и рисунки. В это же время он познакомился с сестрой Михаила Карповича, своего сокурсника по юридическому факультету. На третий день знакомства с Натальей Карпович, своей будущей женой, сделал ей предложение. Она дала согласие. В первые годы они жили в Тифлисе, у отца Натальи, Михаила Викентьевича Карповича.
Так накануне революции Терентьев оказался в Грузии. Все попытки найти в Тифлисе работу оказались безуспешными. Для того, чтобы заработать деньги, Терентьев купил ишака, на котором развозил фрукты, мацони (кисломолочный напиток армянского происхождения – прим. автора) — все, что придется. Ишака вскорости, из-за страшной прожорливости, пришлось продать — заработанных денег на его прокорм не хватало.
Летом 1923 года Игорь Герасимович переехал в Петроград. После неудачной попытки сотрудничества с труппой Акдрамы, бывшего Александринского театра, Терентьев создал свой экспериментальный театр — Театр Дома печати, в Шуваловском дворце на Фонтанке. Здесь он поставил «Фокстрот», текст которого был написан В.Андреевым специально для Терентьева, и «Узелок» (пьеса И.Терентьева), а затем — оперу «Джон Рид» (музыку писал композитор Владимир Кашницкий), «Ревизора» Гоголя в заумной интерпретации, вызвавшей настоящий скандал, и «Наталью Тарпову» по роману С.Семенова.
Критика его произведений
В 1988 году в Италии вышло первое и единственное собрание сочинений Игоря Терентьева, подготовленное и прокомментированное итальянским профессором Марцио Марцадури и петербургской исследовательницей русского и грузинского авангарда Татьяной Никольской. Как они пишут в предисловии, «тексты этого тома составляют фундаментальную часть творчества И.Терентьева и дают представление о двух наиболее значительных этапах его деятельности: Терентьев — теоретик и поэт “41”, Терентьев — изобретатель и режиссер нового театра». Свою обширную программную статью о Терентьеве-режиссере М.Марцадури начинает словами: «Игорь Терентьев поражал, ошеломлял. За ним признавали культуру и талант, мастерство и фантазию, но его упрекали в недостатке программы и ставили в вину, что свои спектакли он обращает в поток находок…» И затем приводит определения критика 1920-1930-х годов Н.Верховского: «Игорь Терентьев — самый индивидуальный в Ленинграде режиссер. Неистовый мученик театрального парадокса. Упорствующий выдумщик. Расточитель новаций. Он несомненный мастер-экспериментатор, поражающий работоспособностью, знанием секретов сцены, смелостью фантазии, умением работать с актерами, проникновением в тончайшие дебри театральной выразительности, куда не доберутся иные… Почти каждая его постановка оставляет двойственное впечатление: многое счастливо найдено, многое огорчительно упущено. Нечего и говорить, что Игорь Терентьев перманентно дискуссионен».
В 1928 году Игорь Терентьев гастролировал с Театром Дома печати в Москве в Театре имени Мейерхольда. Гастроли прошли успешно. Луначарский предложил перевести театр в Москву, многие обещали поддержку. Однако ни помещения, ни денег Терентьев не получил. Труппа распалась. Вскоре он уехал в Украину. Ставил в Одессе «Чудака» Афиногенова, «Ревизора» в Харькове. В Днепропетровске, прежде чем организовать молодежный украинский театр, работал в Русской драме.
Украинский молодежный театр возник из студии, которая состояла в большинстве своем из молодых ребят заводской самодеятельности. На ее основе был создан театр ДРТ — Днепропетровский рабочий театр. Все актеры, режиссер, композитор и другие сотрудники театра жили в одной гостинице на одном этаже. Репетиции, консультации, дискуссии часто проходили там же. Начали с постановки спектакля по роману Ивана Ле «Межгирья».
Решил в ступить в партию – посадили!
Спектакль имел огромный успех. Труппа готовила новую премьеру. Терентьев с двумя молодыми украинскими драматургами писал пьесу «СО2», актеры приступили к репетициям. Итак, сбылась мечта Терентьева: он организовал молодежный театр, в котором ставились пьесы на актуальные темы. И вот тогда, это было в начале 30-х годов, Игорь Терентьев подал заявление в партию. Теперь, как он считал, ему было с чем прийти в партию. Происхождения своего он не скрывал и здесь. Через две недели его забрали.
Его дочь была в эти дни в Днепропетровске. В его дом постучали. Вошли трое. Спросили Терентьева. Она позвала и он пришел. Ему показали ордер на арест, на обыск. Как и все тогда, он уходил с уверенностью, что «там разберутся»… Терентьева осудили по 58-й статье, сроком лишения свободы на 5 лет. Обвинение он сам себе сочинил — будто бы совершил какую-то там диверсию, мост, кажется, взорвал. Его посадили в тюрьму. Через месяц арестовали его ближайшего друга, Кашницкого. Начались передачи, начался ужас. По белью его семья поняла, что его пытают. Знали, что он крепкий человек, и надеялись, что выдержит.
Терентьев в тюрьме выжил. Выжил благодаря своему таланту, уму, характеру. Впоследствии он рассказывал, чтобы не пропасть с тоски, рисовать портреты заключенных. А в те годы много сидело кулацких сынков и детей священнослужителей — они передавали портреты домой, а благодарные родители носили художнику и пироги, и сметану, и галушки.
Тогда, в начале 30-х, Терентьева не расстреляли. Тогда его выслали на Беломорканал, в район Медвежьей Горы. Здесь Терентьев придумывал и ставил смешные, острые водевили на темы лагерной жизни. Заключенные так любили эти выступления, что только ради них начинали перевыполнять план. Освободили Терентьева и всех актеров его бригады досрочно.
Второй раз его арестовали в мае 1937 года — 10 лет без права переписки. Семья не представляла, что это значит… Ходатайствовали, писали в правительство, обращались за помощью к Лиле Брик…
На этом жизнь Игоря Герасимовича Терентьева обрывается. И где свидетели его последних недель, дней, а может, часов? Дочь не может вспомнить, когда точно, но, кажется в 1952 году, ее вызвали на Покровку в маленькую комнату на втором этаже небольшого дома, чтобы дать ответ на ее запрос о судьбе Игоря Терентьева: «Ваш отец умер в октябре 1941 года». Не поставив подписи на предъявленной бумаге, она выскочила наружу и долго, обезумев, бегала по улицам города. В сборнике «Факт» он в шутку указал год своей смерти — 1944.
Подготовил Вадим Донцов по материалам интернет изданий